С-51 — опытная советская тяжёлая самоходно-артиллерийская установка (САУ) периода Великой Отечественной войны. Эта боевая машина была разработана осенью 1943 года на базе тяжёлого танка КВ-1С Центральным Артиллерийским Конструкторским Бюро (ЦАКБ) под руководством Василия Гавриловича Грабина. Буква С в названии САУ по принятой тогда системе обозначений соответствовала разработкам ЦАКБ, а индекс 51 являлся порядковым номером проекта. Установка С-51 в целом успешно прошла полигонные испытания, но на вооружение Рабоче-Крестьянской Красной Армии не принималась и серийно не производилась.
История создания
Переход Красной Армии к активным наступательным действиям в конце 1942 года показал необходимость её оснащения мобильной артиллерией особой мощности. Против мощных ДОТов и укреплённых зданий в городских боях иной раз было недостаточно даже огневой мощи буксируемой и самоходной артиллерии калибра 152,4 мм. Для решения такого рода задач на вооружении РККА находилась буксируемая 203-мм гаубица образца 1931 года (Б-4), однако её выдвижение на дистанцию огня прямой наводкой представляло собой немалый риск для расчёта, тягача и самого орудия. Кроме того, низкая скорость транспортировки гаубицы Б-4 на марше не позволяла использовать её возможности во время быстрых и глубоких ударов вглубь обороны противника. Поэтому ещё в начале 1942 года был выполнен эскизный проект У-19 по размещению гаубицы Б-4 на полностью бронированной САУ класса штурмовых орудий на базе тяжёлого танка КВ-1. Однако проектная масса превысила 60 т, что для и без того перегруженной и ненадёжной трансмиссии КВ-1 было бы непосильной ношей. Вторым ограничением такой САУ был малый угол возвышения гаубицы, не позволяющий использовать её возможности по навесному огню и дальней стрельбе с закрытых позиций.
Поэтому осенью 1943 года ЦАКБ спроектировало и построило вооружённую гаубицей Б-4 САУ открытого типа, которая при приемлемой массе обладала неплохой мобильностью и маневренностью. Испытания новой САУ, получившей обозначение С-51, проходили на Гороховецком артиллерийском полигоне в марте — апреле 1944 года. Установка С-51 прошла 115 км и сделала 209 выстрелов, по результатам которых она рекомендовалась для принятия на вооружение Красной Армии при устранении выявленных недостатков. К последним относились большой откат САУ при выстреле и сбивание наводки, особенно при малых углах возвышения. Также из-за смещения установки во время выстрела рассеивание снарядов получалось довольно большим. Также члены компетентной комиссии отметили «удовлетворительную работу и прочность агрегатов орудия» и ходовой части, но с оговоркой в адрес «трансмиссионной группы, которая во время испытания имела ряд дефектов, обусловленных её плохим техническим состоянием и изношенностью деталей». Отмеченные недостатки по мнению испытателей можно было бы устранить «путём постановки сошников в задней части корпуса самохода, как это было сделано на 203-мм самоходной установке СУ-14...».
Также в монографии М. Коломийца, посвящённой танку КВ, упоминается аналогичная по конструкции установка со 152,4-мм пушкой Бр-2, которая прошла в июле 1944 года испытания под Ленинградом и постановка вопроса о серийном производстве таких САУ на базе танков ИС осенью того же года. Однако этого так и не было сделано, а эксперименты с САУ такого типа были продолжены уже после войны в рамках создания крупнокалиберной артиллерии, способной стрелять снарядами с ядерной взрывчаткой. Серийной советской САУ такого типа стала уже современная 2С5 «Гиацинт».