Танк Т-64 по подвижности и броневой защите, точности стрельбы и скорострельности значительно превосходил танк Т‑62, но, имел одинаковые параметры по действию 115-мм бронебойно-подкалиберных и кумулятивных снарядов. Для обеспечения превосходства вооружения танка Т-64 не только перед существующими, но и перед перспективными танками совместным решением ГКОТ и МО от 11 августа 1962 задано создание 125 мм пушки, стабилизатора прицела и боеприпасов раздельного заряжания для танка «объект 432». В 1964 году принимается решение ВПК № 217 «О создании комплекса нового вооружения со 125-мм гладкоствольной пушкой Д-81 для танка «432». В 1965…67 проводились работы по производству и испытаниям нового танка, в получившего индекс «434». Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 20 мая 1968 года «Об установке на танк Т-64 более мощного комплекса вооружения» на вооружение был принят танк Т-64 с гладкоствольной пушкой Д-81 с присвоением шифра Т-64А. 15 августа 1967 г. вышло Постановление Правительства (Секретарь ЦК КПСС Л. Брежнев Председатель СМ СССР А. Косыгин) №802-266 «Об оснащении Советской Армии новыми средними танками Т-64 и развитии мощностей для его производства», которым предусматривался выпуск танков Т-64 на трех заводах: Харьковском имени В.А. Малышева, Ленинградском Кировском и Уральском вагоностроительном (г. Нижний Тагил). Учитывая ограниченные мощности по выпуску двигателей 5ТДФ, установка его в мирное время предусматривалась на всех заводах, а в особый период Уралвагонзавод должен устанавливать двигатель созданный на базе прославленного дизеля В-2. 15 августа 1967 г. Постановление ЦК КПСС и СМ СССР об оснащении Советской Армии новыми средними танками Т-64 и развитии мощностей отрасли с 1968 г. должны перейти на выпуск единого среднего танка - Т-64. Постановлением определялись основные пункты по производству единого среднего танка Т-64 на заводах министерства оборонной промышленности и тракторного и сельскохозяйственного машиностроения: Харьковский завод транспортного машиностроения им. В.А. Малышева (г. Харьков) Уральский вагоностроительный завод им. Ф.Э. Дэержинского (г. Нижний Тагил) Завод транспортного машиностроения им. Октябрьской революции (г. Омск) Кировский машиностроительный и металлургический завод (г. Ленинград) Челябинский тракторный завод. Постановление указывало, что проведение работ по обеспечению выпуска танков Т-64 и созданию мощностей для их производства, важнейшим государственным заданием. Казалось бы, как и в былые времена в СССР начнется производство и неизбежное в таких случаях устранения, общими усилиями ряда недостатков принципиально нового единого танка, как было с Т-34 и Т-54. Но развитие танкостроения СССР пошло другим путем. Вот, например, слова Э. Вавилонского (в те годы начальника отдела силовых установок уральского КБ): «На заводе (Уралвагонзавод) принимались все энергичные меры, чтобы уйти от этого танка, во первых это нам не позволяло чувство патриотизма такого завода как наш, и такого КБ как наше...» Такие мнения были не только среди конструкторов КБ УВЗ, которые не хотели, из-за своих возросших амбиций быть смежниками и осваивать и усовершенствовать изделия, разработанные в Харьковском КБ, как это было ранее. Интриганы были и среди влиятельных чиновников в столице. У конструкторского бюро УВЗ был другой взгляд на развитие танкостроения – вместо принятия на вооружение и производство нового танка, что изначально в первый период производства требовала серьезной работы по устранению неизбежных недостатков, они предлагали путь модернизации танка Т-62, созданного на основе решений танка Т-54, разработанного А. А. Морозовым. В середине 60-х на заседании секции № 7 НТС ГКОТ под председательством Кучеренко рассматриваются материалы модернизации танка «Объект 166» Уральского вагоностроительного завода (так называемый Т-64Б).